Закон Липецкой области от 31.03.2015 N 397-ОЗ "Об увековечении в Липецкой области памяти погибших при защите Отечества"
31 марта 2015 года N 397-ОЗ
------------------------------------------------------------------
ЗАКОН
ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
ОБ УВЕКОВЕЧЕНИИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ
ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА
Принят
Липецким областным
Советом депутатов
25 марта 2015 года
Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.
Раздел I. УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ
ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом
Настоящий Закон регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления Липецкой области, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами в области увековечения памяти погибших при защите Отечества и в вооруженных конфликтах, обеспечения сохранности и содержания военных могил и воинских захоронений граждан, создания и упразднения охранных (мемориальных) зон на территории Липецкой области.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
поисковая работа - деятельность, проводимая с целью обнаружения непогребенных останков погибших при защите Отечества, выявления не состоящих на учете военных могил, воинских захоронений, а также установления имен погибших, пропавших без вести при защите Отечества или его интересов в войнах и вооруженных конфликтах, а равно умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления таких последствий;
полевая поисковая работа - поисковая работа, связанная с эксгумацией останков и последующим их захоронением (перезахоронением);
поисковые объединения (организации) - общественно-государственные объединения, общественные объединения, созданные в установленном федеральным законодательством порядке, осуществляющие деятельность по увековечению памяти погибших при защите Отечества, уполномоченные на проведение поисковой работы;
поисковый отряд - подразделение поискового объединения, сформированное для проведения поисковой работы;
поисковики - граждане, прошедшие специальную подготовку на право заниматься поисковой деятельностью;
поисковые средства - технические, научно-технические средства, специальные средства связи и управления, специальное компьютерное программное обеспечение, снаряжение, имущество, фото- и видеоаппаратура и иные средства, предназначенные для ведения поисковых работ;
военные могилы российских (советских) граждан (далее - военные могилы) - состоящие на учете военные могилы, урны с прахом граждан, погибших при защите Отечества и в вооруженных конфликтах, на общих кладбищах и вне кладбищ, находящиеся на территории Липецкой области;
воинские захоронения российских (советских) граждан (далее - воинские захоронения) - состоящие на учете воинские захоронения, военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места гибели воздушных судов с экипажами на территории Липецкой области с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами;
субъекты поисковой работы - поисковые объединения, поисковые отряды и иные заинтересованные органы и организации, участвующие в осуществлении поисковой работы.
Статья 3. Правовые основы увековечения памяти погибших при защите Отечества
Законодательство Липецкой области в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества и в вооруженных конфликтах основывается на положениях Конституции Российской Федерации, международных соглашениях, действующих в Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих вопросы сохранения и содержания военных могил и воинских захоронений, в том числе поставленных на государственную охрану как памятники истории и культуры, и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов области.
Статья 4. Увековечение памяти погибших при защите Отечества
В соответствии с федеральным законодательством увековечению подлежит память:
погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества;
погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств;
умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей;
погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине.
Дань памяти воздается и иностранным гражданам, погибшим при защите России.
Кроме того, увековечивается память объединений, соединений и учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также увековечиваются места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества.
Статья 5. Формы увековечения памяти погибших при защите Отечества
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются:
сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших;
сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества;
проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества, занесение их имен и других сведений о них в книги Памяти и соответствующие информационные системы;
создание мемориальных музеев и сооружение на местах боевых действий памятных знаков;
публикации в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам, организация выставок;
присвоение имен погибших при защите Отечества улицам и площадям, географическим объектам, организациям, в том числе образовательным организациям, учреждениям, воинским частям и соединениям, кораблям и судам;
занесение имен погибших при защите Отечества навечно в списки личного состава воинских частей, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования;
установление памятных дат, увековечивающих имена погибших при защите Отечества.
По решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественно-государственных объединений, общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
Статья 6. Учет и содержание военных могил и воинских захоронений на территории Липецкой области
Военные могилы и воинские захоронения на территории Липецкой области содержатся в соответствии с общепринятыми нормами международного права.
Выявленные военные могилы и воинские захоронения до решения вопроса о постановке их на государственный учет подлежат охране в соответствии с действующим законодательством.
Документы по учету военных могил и воинских захоронений подлежат бессрочному хранению.
Раздел II. ЗАХОРОНЕНИЕ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА
Статья 7. Порядок захоронения (перезахоронения) погибших при защите Отечества
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" захоронение (перезахоронение) погибших при защите Отечества осуществляется с отданием воинских почестей. При этом не запрещается проведение религиозных обрядов. Ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы местного самоуправления, а в части отдания воинских почестей - на управления и органы военного управления.
Захоронение непогребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы, организуют и проводят органы местного самоуправления.
При обнаружении останков военнослужащих армий других государств захоронение производится с информированием, а в необходимых случаях и с участием представителей соответствующих организаций этих государств.
Перезахоронение останков погибших проводится по решению органов местного самоуправления с обязательным уведомлением родственников погибших, розыск которых осуществляют органы военного управления.
Захоронение погибших в ходе военных действий проводится в соответствии с требованиями уставов, приказов и директив командования.
Статья 8. Государственный учет, содержание и благоустройство воинских захоронений
Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Липецкой области их учет ведется органами местного самоуправления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.
Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Липецкой области возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов.
Статья 9. Обеспечение сохранности воинских захоронений
В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПОИСКОВЫХ РАБОТ
Статья 10. Основные формы поисковой работы
Основными формами поисковой работы являются:
изучение документации, содержащей информацию о местах ведения военных действий и захоронениях, в военных архивах, музеях, частных коллекциях;
опрос населения и изучение местности в предполагаемых местах проведения поисковых работ;
выявление плановых санитарных, боевых и стихийных неучтенных и не обозначенных на местности воинских захоронений;
розыск на местах военных действий и последующее захоронение (перезахоронение) непогребенных останков военнослужащих и гражданских лиц;
установление имен погибших, найденных в ходе проведения поисковых работ, и поиск их родственников;
представление сведений о погибших военнослужащих, выявленных в ходе проведения поисковых работ, в отделы военного комиссариата Липецкой области по муниципальным образованиям и Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации;
информационная деятельность среди населения по вопросам, связанным с увековечением памяти погибших при защите Отечества;
освещение в средствах массовой информации мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
Статья 11. Полномочия органов государственной власти области и органов местного самоуправления
Полномочия Липецкого областного Совета депутатов:
осуществляет законодательное регулирование по вопросам, связанным с проведением поисковой работы в пределах компетенции в соответствии с действующим законодательством.
Полномочия администрации Липецкой области:
принимает нормативные правовые акты по определению порядка поисковой работы в пределах своей компетенции;
определяет уполномоченный исполнительный орган государственной власти Липецкой области по вопросам поисковой работы.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, в соответствии с законодательством Российской Федерации:
организуют и проводят захоронение (перезахоронение) непогребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы;
решают вопросы, связанные с перезахоронением останков погибших;
ведут государственный учет воинских захоронений;
обеспечивают содержание воинских захоронений, оборудование и оформление могил и кладбищ, погибших при защите Отечества;
согласовывают строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения;
устанавливают в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены;
обеспечивают сохранность воинских захоронений;
восстанавливают пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества;
благоустраивают с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях, обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации.
Статья 12. Полномочия субъектов поисковой работы
Полномочия поисковых объединений:
организуют поисковую работу в Липецкой области;
формируют поисковые отряды и координируют их деятельность;
готовят ежегодные планы поисковых мероприятий на территории Липецкой области;
утверждают план проведения поисковой работы поисковыми отрядами;
разрабатывают программы и планы подготовки членов поисковых объединений, методики и инструкции по проведению поисковых работ;
вносят предложения по вопросам совершенствования организации поисковых работ;
уведомляют органы местного самоуправления о нахождении на соответствующих территориях неизвестных воинских захоронений;
проводят научно-исследовательскую и просветительскую работу по вопросам военной истории;
ежегодно представляют информацию о результатах проведения поисковых мероприятий в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Липецкой области в сфере поисковой работы.
Полномочия поисковых отрядов:
разрабатывают план проведения поисковой работы;
осуществляют поисковые работы (полевые поисковые работы) на территории Липецкой области;
вносят предложения по вопросам совершенствования организации поисковых работ и представляют их на рассмотрение в поисковые объединения.
Статья 13. План проведения поисковой работы
Деятельность поисковых отрядов осуществляется на основе ежегодных планов проведения поисковой работы.
План, представляемый поисковым отрядом, должен содержать:
наименование муниципального образования Липецкой области, на территории которого планируется проведение поисковой работы;
форма поисковой работы;
количество участников (при проведении поисковых работ с указанием паспортных данных);
сроки проведения поисковой работы.
Статья 14. Основания для проведения поисковых работ
Основанием для проведения поисковых работ являются:
выписка из плана проведения поисковой работы о проведении работ на соответствующей территории;
разрешение на проведение полевой поисковой работы, выданное в установленном порядке;
согласование органов местного самоуправления проведения поисковой работы на соответствующей территории.
Проведение полевой поисковой работы производится с обязательным оформлением акта о проведении полевой поисковой работы и перезахоронении останков погибших и протокола об эксгумации.
Статья 15. Участники поисковой работы
1. К проведению поисковой работы допускаются лица не моложе 14 лет. К поисковым работам, связанным с эксгумацией останков погибших при защите Отечества, допускаются лица не моложе 18 лет.
2. В состав поискового отряда, проводящего полевую поисковую работу, входит медицинский работник.
3. Участник полевой поисковой работы должен иметь необходимые знания для проведения поисковой работы.
4. Ответственным за проведение поисковых работ, оформление документов по проведению инструктажа по технике безопасности назначается руководитель поискового отряда.
Статья 16. Порядок проведения поисковой работы
1. Порядок проведения поисковой работы определяется Законом Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами области, а в части захоронения погибших - органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
2. Захоронение обнаруженных в ходе проведения поисковых работ непогребенных останков погибших проводится в соответствии с федеральным законодательством, а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами органов местного самоуправления с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях, в порядке, установленном действующим законодательством.
3. В соответствии с федеральным законодательством, найденные оружие, документы и другое имущество погибших передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учета. При этом документы, личные вещи и награды погибших передаются их родственникам или в музеи, стрелковое оружие передается в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи.
4. Об обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщается в правоохранительные органы.
5. По окончании полевой поисковой работы поисковый отряд должен представить отчетные материалы по форме, установленной уполномоченным исполнительным органом государственной власти Липецкой области по вопросам поисковой работы.
Статья 17. Права поисковиков
Поисковики имеют право на:
беспрепятственный проход к месту проведения полевых поисковых работ (за исключением случаев проведения указанных работ на территориях, на которых законодательством Российской Федерации установлен специальный режим пропуска и нахождения);
получение полной и достоверной информации, необходимой для выполнения своих обязанностей (за исключением случаев, если требуемая информация в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к сведениям, составляющим государственную тайну).
Статья 18. Обязанности поисковиков
Поисковики обязаны:
неукоснительно соблюдать порядок проведения и меры безопасности при осуществлении полевых поисковых работ на территории Липецкой области;
информировать граждан о мерах безопасности при нахождении их в зоне проведения полевых поисковых работ;
содействовать пресечению несанкционированного проведения полевых поисковых работ;
неукоснительно исполнять приказ руководителей поисковых объединений в зоне проведения полевых поисковых работ;
соблюдать экипировку и оснащение в соответствии с характером проведения полевых поисковых работ.
Раздел IV. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 19. Финансовое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества
Расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий могут осуществляться за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов в соответствии с компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленной Законом Российской Федерации "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества", а также за счет добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.
Статья 20. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Разрешение на проведение полевых поисковых работ на территории Липецкой области у поисковых объединений (отрядов), не выполняющих требования настоящего Закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Липецкой области, может быть аннулировано.
Раздел V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 21. О вступлении в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
Липецкой области
О.П.КОРОЛЕВ
г. Липецк
31.03.2015
№ 397-ОЗ
------------------------------------------------------------------