Постановление Липецкой областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 09.04.2015 N 6 "О ходе выполнения областного трехстороннего соглашения на 2012 - 2014 годы между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области и объединениями работодателей Липецкой области в 2014 году"
ОБЛАСТНАЯ ТРЕХСТОРОННЯЯ КОМИССИЯ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 апреля 2015 г. № 6
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЛАСТНОГО ТРЕХСТОРОННЕГО СОГЛАШЕНИЯ
НА 2012 - 2014 ГОДЫ МЕЖДУ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ,
ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗОВ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ И ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
РАБОТОДАТЕЛЕЙ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В 2014 ГОДУ
Заслушав и обсудив информацию о ходе выполнения областного трехстороннего соглашения на 2012 - 2014 гг. между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области и объединениями работодателей Липецкой области в 2014 г., областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений отмечает, что целенаправленная работа по социально-экономическому развитию региона, совместные действия сторон социального партнерства по выполнению обязательств соглашения способствовали позитивному развитию реального сектора экономики, росту доходов населения, увеличению потребительского спроса.
Удалось сохранить положительную динамику основных показателей социально-экономического развития.
Темп роста в промышленности - 101,9% (РФ - 101,7%), инвестиций - 105%, (РФ - 97,5%), строительстве - 117,6% (РФ - 114,9%), торговле - 105% (РФ - 102,5%).
Наращивают объемы производства 17 действующих резидентов и участников особых экономических зон промышленно-производственного типа федерального и регионального уровней. В 2014 г. предприятия особых экономических зон федерального и регионального уровней произвели продукции на сумму 8,7 млрд. руб. (5% от объема обрабатывающих производств без учета металлургии).
В регионе наблюдается положительная динамика инвестиций. В экономику и социальную сферу области в 2014 г. направлено инвестиций в основной капитал в объеме 110,1 млрд. руб. (105% к уровню 2013 г. в сопоставимых ценах), что составило 2 годовых консолидированных бюджета области.
Рост объемов строительных работ составил 103,6% (37 млрд. руб.) при среднероссийском уровне - 95,5%, что обусловлено увеличением объемов строительства жилья, дорог и объектов социальной инфраструктуры.
Значительно возросли объемы и темпы жилищного строительства. В 2014 г. построено и введено в эксплуатацию 1009,1 тыс. кв. м жилья (117,6% к уровню 2013 г.), или 0,87 кв. м на душу населения - это третье место в ЦФО и 7 - в России.
Успешно завершен сельскохозяйственный год. В 2014 г. объем валовой продукции сельского хозяйства составил 76,1 млрд. руб. (100% к 2013 г.), в т.ч. растениеводство - 46,0 млрд. руб. (97%), животноводство - 30,1 млрд. руб. (105%).
За 2014 г. ожидаемый оборот розничной торговли составит 200,0 млрд. руб. с темпом роста к соответствующему периоду 2013 г. в сопоставимых ценах 104%, оборот общественного питания - 5,7 млрд. руб., или 106%, объем бытовых услуг - 7,9 млрд. руб., или 108%.
Ежегодно потребительский рынок повышает свою роль в формировании валового регионального продукта. Доля ВРП, сформированного сферой потребительского рынка, составляет 11,3%. Это второй показатель среди других отраслей экономики после обрабатывающих производств.
В результате создания областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства расширены возможности доступа субъектов малого и среднего бизнеса к финансово-кредитной поддержке. По итогам 2014 г. фондом выдан 341 микрозаем субъектам предпринимательства на сумму 261,3 млн. руб. Также липецким фондом было предоставлено 13 среднесрочных займов на сумму 24,8 млн. руб. и 5 займов народным предприятиям на сумму 14,9 млн. руб.
Ситуация на рынке труда остается стабильной. Уровень регистрируемой безработицы на конец 2014 года составил 0,6% к численности экономически активного населения, напряженность на рынке труда - 0,5 чел. на одну вакансию.
Положительную динамику имеют показатели уровня жизни населения. Реальные располагаемые денежные доходы выросли на 6,4%, среднедушевые денежные доходы - на 13,5, среднемесячная заработная плата - на 7,3%.
Размер среднемесячной заработной платы за январь - декабрь 2014 г. составил 23481 руб. и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 7,3%, в т.ч. в здравоохранении и предоставлении социальных услуг - на 13,4%, образовании - на 9,6%, предоставлении коммунальных, социальных и персональных услуг - на 12,4%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 9,5%, в обрабатывающих производствах - на 9,3%.
Средний размер пенсий в 2014 г. составил 10200,4 руб. с ростом к уровню 2013 г. на 8,5%. Среднегодовая величина прожиточного минимума трудоспособного населения за 2014 г. - 7374 руб.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области сумма просроченной задолженности на 01 января т.г. составила 7751 тыс. руб., численность работников, не получивших вовремя заработную плату, - 461 человек.
Выполнены все обязательства по поддержке социально незащищенных слоев населения. На выплату различных видов социальной поддержки направлено 3,7 млрд. руб., в т.ч. из областного бюджета - 2,2 млрд. руб. Около 359 тыс. граждан пользуются различными мерами поддержки.
Введенную с начала 2014 г. помощь на основе социального контракта получили 23 семьи (111 человек) на сумму 560 тыс. руб.
Реализуемые в области меры по поддержке семей с детьми обеспечили рост на 9% числа многодетных семей (9659 семей).
Комплексному решению экономических и социальных задач способствовало дальнейшее развитие системы социального партнерства.
В дополнение к областному трехстороннему соглашению действовали 20 территориальных трехсторонних соглашений, 18 областных и 31 территориальных отраслевых соглашений, 2224 коллективных договора с охватом численности более 251,2 тыс. чел., или 65% от от среднесписочной численности работников.
Совместные усилия сторон социального партнерства позволили не допустить на территории области в 2014 году коллективных трудовых споров.
Реализовывались мероприятия подпрограммы "Улучшение условий и охраны труда" Государственной программы Липецкой области "Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области".
Благодаря усилиям органов исполнительной власти, надзора и контроля, профсоюзов, местного самоуправления обеспечено снижение несчастных случаев на производстве. Так, численность несчастных случаев со смертельным исходом по сравнению с аналогичным периодом 2013 года уменьшилась с 21 до 14, а тяжелых - с 47 до 42.
Отсутствовали случаи производственного травматизма в 5 муниципальных районах области: Воловском, Задонском, Краснинском, Хлевенском и Чаплыгинском.
Наблюдается положительная динамика увеличения численности работающего населения области, прошедшего обучение и проверку знаний требований охраны труда (около 6,0 тыс. человек за год).
В то же время, несмотря на достигнутые положительные результаты, в социально-экономическом развитии области имеется еще ряд нерешенных проблем.
Увеличивается статистика травматизма, не связанного с производством. В 2014 г. было установлено 22 подобных смертельных несчастных случая (естественная смерть, ДТП и др.).
Во многих сферах экономической деятельности при проверках контрольными органами выявляются различные нарушения трудового законодательства.
В ходе проведенных в 2014 году всех видов проверок выявлено 3780 нарушений (что на 21% меньше, чем в 2013 г.). Юридическими лицами, проверенными в отчетном периоде, допущено 3486, или 92%, нарушений. Из них организациями, относящимися к малому и среднему бизнесу, 2194 нарушения (58%). 417 нарушений выявлены в государственных и муниципальных учреждениях. Как и в предшествующие годы, наибольшее количество нарушений выявляется: в строительстве - 545, или 14%, торговле - 564, или 15%, обрабатывающих производствах - 603, или 16%, сельском хозяйстве - 400, или 11%. В структуре выявленных правонарушений преобладают нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда. 658 (или 17% от общего количества) нарушений выявлено по вопросам обучения и инструктирования работников по охране труда; 310 (8% от общего количества) - по вопросам обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты; 1000 (26% от общего количества) - по другим вопросам охраны труда.
Вместе с тем снижено внимание органов местного самоуправления к вопросам социального партнерства и участия в регулировании трудовых отношений.
Динамика показателей развития социального партнерства по итогам прошедшего года свидетельствует о снижении охвата коллективными договорами работников: с 80% от среднесписочной численности работников в 2010 г. до 65% - в 2014 г. Ниже среднеобластного уровня сложился этот показатель в Измалковском районе (35%), Хлевенском районе (41%), в г. Липецке (58%) и в Добровском районе (64%).
Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений постановляет:
1. Информацию сторон о ходе выполнения областного трехстороннего соглашения на 2012 - 2014 годы между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области за 2014 год принять к сведению.
2. Рекомендовать сторонам социального партнерства:
2.1. В качестве приоритетных направлений работы в 2015 году рассматривать активные меры по дальнейшему повышению уровня жизни населения, созданию новых рабочих мест и содействию занятости и самозанятости граждан.
2.2. Принимать меры по повышению уровня заработной платы, ликвидации и недопущению задолженности по ее выплате.
2.3. Управлениям строительства и архитектуры (Е.А. Губанов), дорог и транспорта (В.И. Елфимов), потребительского рынка и ценовой политики (Н.С. Киреев), жилищно-коммунального хозяйства (А.В. Храбрых) провести анализ причин низкой заработной платы в курируемых отраслях и подготовить предложения для рассмотрения на очередном заседании трехсторонней комиссии.
2.4. Территориальным трехсторонним комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений принять меры по увеличению охвата работников коллективно-договорными отношениями.
Координатор
областной трехсторонней комиссии
по регулированию социально-трудовых
отношений, заместитель главы
администрации области
Д.В.МОЧАЛОВ
------------------------------------------------------------------