По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Елецкого районного суда Липецкой области от 13.05.2015 по делу N 2-217/2015г. <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим решения Совета депутатов Елецкого муниципального района Липецкой обл. от 21.10.2009 N 122 ">



ЕЛЕЦКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 мая 2015 г. по делу № 2-217/2015г.

Елецкий районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего - судьи Рыжковой О.В.
при секретаре П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ельце Липецкой области гражданское дело № 2-217/2015г. по заявлению Д. ФИО1 об оспаривании решения Совета депутатов Елецкого муниципального района от 21.10.2009 г. № 122 "Об установлении процентных ставок для исчисления арендной платы за землю на территории Елецкого муниципального района" и решения Совета депутатов Елецкого муниципального района от 6.08.2014 г. № 62 "О внесении изменений в нормативный правовой акт "Процентные ставки для исчисления арендной платы за землю на территории Елецкого муниципального района",

установил:

Решением Совета депутатов Елецкого муниципального района № 122 от 21.10.2008 г. (в редакции решений № 233 от 22.06.2011 г., № 20 от 30.11.2013 г. и № 62 от 6.08.2014 г.) установлены процентные ставки для исчисления арендной платы за землю, государственная собственность на которую не разграничена, на территории Елецкого муниципального района. Д., арендующая по договору аренды от 26.04.2013 г. у администрации Елецкого муниципального района земельный участок площадью 202 кв. м. в <адрес> для размещения торгового киоска, обратилась в суд с заявлением о признании недействующим с момента принятия пункта 2 Изменений в нормативный правовой акт, принятых решением Совета депутатов Елецкого муниципального района № 62 от 6.08.2014 г., которым установлена ставка в размере 75% от кадастровой стоимости за аренду земельных участков, занятых объектами торговли, общественного питания и автосервиса. Также просила признать недействующим с момента принятия пункт 1 приложения "Процентные ставки для исчисления арендной платы за землю на территории Елецкого муниципального района" к решению Совета депутатов Елецкого муниципального района от 21.10.2009 г. № 122 "Об установлении процентных ставок для исчисления арендной платы за землю на территории Елецкого муниципального района" в части установления ставки в размере 75% от кадастровой стоимости за аренду земельных участков, занятых объектами торговли, общественного питания и автосервиса. В обоснование своего требования сослалась на то, что ставки арендной платы экономически не обоснованы и приняты без учета доходности земельных участков. Оспариваемый нормативный акт, по мнению Д., создает препятствия для осуществления ею предпринимательской деятельности.
В ходе судебного разбирательства заявитель Д. отказалась от заявленных требований, однако, в соответствии с ч. 3 ст. 252 ГПК РФ отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. В этой связи суд проверяет соответствие оспариваемого положения нормативного правового акта федеральным законам и иным нормативным правовым актам, обладающим большей юридической силой.
Представитель заинтересованного лица - Совета депутатов Елецкого муниципального района Б. заявление не признала, поскольку установленные процентные ставки для исчисления арендной платы экономически обоснованы.
Представитель Совета депутатов Елецкого муниципального района по доверенности И. заявление Д. также не признала, в судебное заседание 13.05.2015 г. не явилась, однако в письменном отзыве указала, что оспариваемые решения уже были предметом судебного разбирательства в 2014 г. по заявлению прокурора Елецкого района. При заключении договора аренды земельного участка в 2013 г. у арендатора Д. не было претензий по размеру арендной платы. В 2014 г. увеличилась кадастровая стоимость земельного участка, но не ставка арендной платы. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заинтересованного лица - администрации Елецкого муниципального района по доверенности Е. в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве на заявление сослалась на имеющееся вступившее в законную силу решение суда, принятое по заявлению о том же предмете. В этой связи просила производство по делу прекратить.
Выслушав представителя Совета депутатов Елецкого муниципального района Б., допросив свидетелей ФИО9 и ФИО10, исследовав письменные доказательства по делу, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявления.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Как установлено судом, решением 13 сессии 4 созыва Совета депутатов Елецкого муниципального района № 122 от 21.10.2009 г. установлены процентные ставки для исчисления арендной платы за землю на территории Елецкого муниципального района (в новой редакции).
Согласно примечанию к указанному решению годовая арендная плата за земельные участки рассчитывается как произведение кадастровой стоимости земельного участка на процент от кадастровой стоимости земельного участка, деленное на 100.
Приложение к решению "Процентные ставки..." включает в себя четыре пункта по видам использования земельных участков и пятый - по субъектам, переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования на право аренды земельных участков.
7.07.2014 г. к производству суда было принято заявление прокурора Елецкого района об оспаривании указанного нормативного правового акта в части пунктов 1 - 4, по мотиву несоответствия размера установленных решением Совета депутатов Елецкого муниципального района ставок арендной платы размеру ставок для земель, находящихся в федеральной собственности. В этом несоответствии прокурор усматривал нарушение основных принципов определения арендной платы для публичных земель, предусмотренных федеральным законодательством.
Решением Елецкого районного суда от 7.08.2014 г., вступившим в законную силу 27.10.2014 г., прокурору отказано в удовлетворении заявления об оспаривании пунктов 2 - 4 решения Совета депутатов Елецкого муниципального района от 21.10.2009 г. № 122 "Об установлении процентных ставок для исчисления арендной платы за землю на территории Елецкого муниципального района", поскольку законодательством не предусмотрено положение о том, что ставки арендной платы, установленные для земель, находящихся в федеральной собственности, являются предельными для иных публичных земель.
В части оспаривания п. 1 того же решения производство по делу было прекращено, поскольку в ходе рассмотрения дела Советом депутатов Елецкого муниципального района принято решение № 62 от 6.08.2014 г. "О внесении изменений в нормативный правовой акт..." и прежняя редакция п. 1 утратила силу.
В настоящее время заявитель Д. оспаривает решение Совета депутатов Елецкого муниципального района № 122 от 21.10.2008 г. (в редакции решений № 233 от 22.06.2011 г., № 20 от 30.11.2013 г. и № 62 от 6.08.2014 г.) именно в части пункта 1, которым для исчисления арендой платы за земельные участки, занятые объектами торговли, общественного питания, автосервиса установлены процентные ставки в диапазоне от 3 до 200% от кадастровой стоимости земельных участков; за аренду земельных участков под автостоянки - от 15 до 100% от кадастровой стоимости; под размещение наружной рекламы - 300% от кадастровой стоимости.
Поскольку положения указанного пункта судом не проверялись, оснований для прекращения производства по делу по заявлению Д. не имеется.
Как следует из заявления, а также пояснений представителя Д. Ж. в предыдущих судебных заседаниях, основным доводом, по которому она просила признать недействующим с момента принятия оспариваемый нормативный правовой акт, является его противоречие постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". Установленные органом местного самоуправления ставки арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена, в 10 раз превышают аналогичные ставки по землям, находящимся в государственной или муниципальной собственности. Кроме того, они экономически не обоснованы, не учитывают доходность земельных участков.
Суд не соглашается с позицией заявителя по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 22, пунктам 1 и 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К их числу относятся принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования; принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости; принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков; принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Постановлением администрации Липецкой области от 24.12.2007 г. № 179 утверждено "Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена". В силу п. 2.1 указанного Положения размер арендной платы при аренде земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в расчете на год определяется одним из следующих способов: 1) на основании кадастровой стоимости земельных участков; 2) по результатам торгов (конкурсов, аукционов).
При определении размера арендной платы на основании кадастровой стоимости земельного участка годовая арендная плата за земельные участки рассчитывается по формуле: А = КСЗ x П, где А - годовая плата за аренду земельного участка (руб.); КСЗ - кадастровая стоимость земельного участка (руб.); П - ставка арендной платы, являющаяся величиной, выраженной в процентах (п. 2.2).
Размер ставок арендной платы устанавливается органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (п. 2.3).
Таким образом, оспариваемые заявителем Д. ставки арендной платы используются в формуле расчета размера арендной платы в качестве одного из ее элементов.
Как указано выше, принцип экономической обоснованности, исходя из которого определяется арендная плата, предполагает установление ее в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования.
По сообщению Управления Росреестра по Липецкой области от 12.05.2015 г. земельные участки с разрешенным использованием "для размещения торгового киоска" в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель, утв. приказом Минэкономразвития России № 39 от 15.02.2007 г., отнесены к 5 группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
В силу п. 2.2.1 - 2.2.7 Методических указаний при расчете кадастровой стоимости земельных участков в составе первых 10 видов разрешенного использования земель проводится сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов; построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов. При этом построение статистических моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков осуществляется на основе сведений о рыночной стоимости и (или) рыночной информации о цене указанных земельных участков.
На территории Липецкой области работы по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов выполняло ФГУП "Р" г. Москва, по результатам работ составлен отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Липецкой области.
При построении моделей расчета кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в населенных пунктах с численностью населения менее 500 000 человек использовались такие ценообразующие факторы как расстояние от объекта до административного центра населенного пункта, численность населения в населенном пункте, расстояние от населенного пункта до ближайших ж/д станции, вокзала, остановки общественного транспорта, благоустроенность населенного пункта, среднемесячная начисленная заработная плата 1 работника муниципального района и др. (всего 21 фактор).
В соответствии с п. 2.6 Методических указаний определено значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков 5 группы видов разрешенного использования, расположенных в <адрес>, составившее 685,33 руб./кв. м.
С учетом того, что кадастровая оценка земель осуществляется не произвольно, а исходя из классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования, расчет арендной платы с использованием кадастровой стоимости земельного участка обеспечивает установление такой платы в зависимости от доходности земельного участка и, соответственно, принцип экономической обоснованности соблюдается.
Коль скоро экономически обоснована кадастровая стоимость земельных участков, используемая при расчете размера арендной платы, то несостоятельно утверждение о том, что в Елецком муниципальном районе размер арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установлен с нарушением действующего законодательства.
Д. оспаривалась утвержденная решением Совета депутатов Елецкого муниципального района ставка арендной платы в размере 75 процентов от кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, в границах административных центров сельских населенных пунктов.
Исходя из вышеприведенных норм права, в Липецкой области установление величины ставки арендной платы применительно к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Совет депутатов Елецкого муниципального района является представительным органом местного самоуправления. В его компетенции установление правил, обязательных для исполнения на всей территории района (ст. 19, 21 Устава Елецкого муниципального района).
Согласно ст. 37 Устава одним из видов муниципальных правовых актов являются решения Совета депутатов.
Решения Совета депутатов принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Совета депутатов, если иное не установлено федеральным законом.
Как следует из Положения "О муниципальных правовых актах Елецкого муниципального района", принятого Советом депутатов Елецкого муниципального района от 17.11.2010 г., таблицы, графики, карты, схемы оформляются в виде приложений к муниципальному правовому акту.
Решения Совета депутатов подписываются его председателем. Принятые Советом депутатов нормативные правовые акты направляются главе администрации Елецкого муниципального района для подписания и опубликования в течение 10 дней.
Решения Совета депутатов вступают в силу со дня их опубликования (обнародования), либо с момента принятия, о чем оговаривается в самих решениях.
Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
На федеральном уровне единая методика расчета ставок арендной платы не установлена.
Из материалов дела следует, что 8.10.2009 г. администрация Елецкого муниципального района в лице главы С. обратилась к председателю Совета депутатов с предложением внести на рассмотрение очередной сессии Совета депутатов вопрос об установлении процентных ставок для исчисления арендной платы за землю на территории Елецкого муниципального района.
Постоянная депутатская комиссия по экономике, бюджету и финансам постановлением от 16.10.2009 г. рекомендовала сессии Совета депутатов Елецкого муниципального района принять процентные ставки.
19.10.2009 г. получено положительное заключение прокурора на проект муниципального нормативного правового акта.
21.10.2009 г. 13 сессия Совета депутатов 4 созыва Елецкого муниципального района единогласно приняла решение № 122 "Об установлении процентных ставок для исчисления арендной платы за землю на территории Елецкого муниципального района (в новой редакции).

При этом признано утратившим силу решение Совета депутатов от 20.02.2008 г. № 368/21 "Об установлении процентных ставок...", согласно которому ставка арендной платы за земельные участки, занятые объектами торговли, общественного питания, автосервиса на центральных усадьбах сельских поселений и автодорогах федерального и областного значения составляла 95% от кадастровой стоимости.
Решение от 21.10.2009 г. опубликовано в районной газете "В краю родном" за 7.11.2009 г., и как указано в нем, вступает в силу с 1.01.2010 г.
Довод заявителя о том, что орган местного самоуправления Елецкого муниципального района не обосновал размер ставки арендной платы, опровергается материалами дела.
В ходе рассмотрения дела по заявлению прокурора об оспаривании указанного выше нормативно-правового акта - 6.08.2014 г. состоялась внеочередная 9 сессия Совета депутатов 5 созыва Елецкого муниципального района, на которой принято решение о внесении изменений в нормативный правовой акт "Процентные ставки для исчисления арендной платы за землю на территории Елецкого муниципального района".
Проект изменений рассматривался 5.08.2014 г. в постоянной депутатской комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета депутатов, рекомендовавшей сессии внести изменения в муниципальный нормативный правовой акт.
Изменения коснулись п. 1 "Процентных ставок...", из которых графы об участках, расположенных в районе автодороги "Дон", заменены на графу "автомобильные дороги местного значения, придорожные полосы", и переименована графа "центральные усадьбы сельских поселений, прочие автодороги федерального и областного значения" на "в границах административных центров населенных пунктов сельских поселений". Диапазон ставок арендной платы остался прежним - от 3 до 300% от кадастровой стоимости земельного участка.
Суду представлено "Экономическое обоснование ставки арендной платы за земельные участки, занятые объектами торговли, общественного питания" к проекту указанного решения.
Это обоснование свидетельствует о проведенном анализе экономической ситуации в районе. Так, при расчете оспариваемой ставки по данным ИФНС России № 7 по Липецкой области было выявлено соотношение доходности объектов розничной торговли и общественного питания Елецкого района за 2013 г. к доходности тех же объектов за 2011 г. (<данные изъяты> тыс. руб. = 1,891) По статистическим данным об уровне инфляции за 2011 - 2013 г. выведен суммированный коэффициент инфляции за этот период (19,76).
Ставка является произведением доходности объектов розничной торговли и общественного питания, максимальной ставки арендной платы, установленной постановлением Правительства РФ № 582 для земель, находящихся в собственности Российской Федерации (2%) и суммированного коэффициента инфляции: 1,891 x 2 x 19,76 = 74,732 или 75%.
В составе вида разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" помимо участков для размещения объектов оптовой и розничной торговли, ресторанов, кафе, баров, столовых, рынков, химчисток, прачечных, находятся земельные участки для размещения объектов технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования и др.
Поэтому для всех этих видов использования земельных участков (в границах административных центров сельских населенных пунктов) установлена одинаковая ставка - 75%.
В придорожных полосах автомобильных дорог ставка арендной платы за размещение объектов торговли, общепита и автосервиса составляет 200% кадастровой стоимости, в прочих местах - 3%.
За размещение автостоянок в придорожных полосах - 100%. При этом за те же автостоянки, расположенные в границах административных центров сельских населенных пунктов, установлено 30% от кадастровой стоимости, в прочих местах - 15%.
Для расчета арендной платы за участки, используемые для размещения наружной рекламы, установлено 300% кадастровой стоимости.
Поступление в бюджет района доходов от арендной платы, с учетом статуса арендаторов и места расположения земельных участков, безусловно, является одним из мотивов установления конкретных ставок арендной платы.
Однако, проверка экономической обоснованности расчета ставок не относится к компетенции суда.
Администрация Елецкого муниципального района, как арендодатель, открыто предлагает всем желающим взять во временное владение и пользование земельные участки, и ей в данном случае принадлежит право устанавливать размер арендной платы в процентном соотношении от кадастровой стоимости земельных участков.
Учитывая провозглашенную Гражданским кодексом Российской Федерации свободу договора, права арендаторов, в частности Д., установлением размера арендной платы не нарушаются.
Оспариваемое Д. решение Совета депутатов от 21.10.2009 г. с приложением "Процентные ставки для исчисления арендной платы за землю на территории Елецкого муниципального района" (в редакции решений от 22.06.2011 г., 30.11.2013 и 6.08.2014 г.) принято с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие, и в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, а также постановления Правительства от 16.07.2009 г. № 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 251 - 253 ГПК РФ, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд

решил:

Отказать Д. ФИО1 в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Совета депутатов Елецкого муниципального района от 21.10.2009 г. № 122 "Об установлении процентных ставок для исчисления арендной платы за землю на территории Елецкого муниципального района" (в редакции решения № 62 от 6.08.2014 г. № 62).
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке через Елецкий районный суд в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда в течение месяца дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 18 мая 2015 г.

Судья


------------------------------------------------------------------